ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование медиатехнологий для развития предметных компетенций учащихся»

Дата: 9 ноября 2020 в 17:33, Обновлено 25 ноября 2020 в 21:37

Паспорт педагогического проекта

«Использование медиатехнологий

для развития предметных компетенций учащихся»

№ п/п

Компоненты  паспорта

Содержание

Название учреждения образования

Государственное учреждение образования «Каменский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Копыльского района

Руководитель учреждения образования

Василевич Галина Николаевна, директор учреждения образования, тел. 80171949238

Руководитель педагогического проекта

Крепский Игорь Викторович, учитель информатики, тел. 80171949217

Основная идея

Одним из путей решения проблемы развития предметных компетенций учащихся, и, как следствие, повышение уровня учебных и творческих достижений, может быть использование медиатехнологий в учебной деятельности.

Следует отметить, что медиатехнологии рассматриваются в контексте медиаобразования  и связаны с развитием у обучающихся критического мышления, навыков анализа и интерпретации медиаинформации, способов работы с медиаресурсами (медиатекстами). Однако, наряду с надпредметным образовательным потенциалом, данные технологии могут способствовать эффективному усвоению учащимися содержанию учебных предметов на основе использования медиапродуктов (в том числе созданных учащимися) предметного содержания.

В ходе реализации педагогического проекта «Формирование медийной и информационной грамотности учащихся в информационной образовательной среде» в школе создан медиацентр (газета, киностудия, издательский центр, электронный музей), подразделения которого можно и необходимо использовать для развития предметных компетенций учащихся.

Актуальность 

Современное общество характеризуется новыми, повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам. Они должны быть компетентными и способными самостоятельно действовать и решать проблемы. С другой стороны, сложившееся традиционное обучение ограничивается учебными ситуациями, связанными с репродуктивными методами обучения, выполнением учебных действий по образцу, что снижает у школьников интерес к изучению предметов, а это в свою очередь сказывается на результатах учебной деятельности, т.е. снижению успеваемости. Таким образом, возникает проблема, которая указывает на противоречие между желаемыми результатами образовательного процесса и условиями их достижения.

Кроме того, школьники не имеют практических навыков применения предметных знаний, умений и навыков для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях.

Предметные компетенции  - это специфические способностинеобходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности.

Исходные теоретические положения

Формирование предметных компетенций происходит средствами содержания образования. Сформированность предметных компетенций проявляется в способности выполнения заданий проблемного характера, решения задач повышенной сложности.

Значительным потенциалом для конструирования заданий проблемного характера (компетентностно ориентированных заданий) обладают медиатехнологии.

Особенности использования медиатехнологий в процессе обучения русской литературе, истории, химии представлены в ряде источников.

По результатам исследования С.Н. Захаровой, русская и белорусская литературы, история Беларуси и всемирная история, искусство как учебные предметы обладают значительным педагогическим опытом и широкими образовательными возможностями для применения медиатекстов и медиатехнологий.

С точки зрения содержания познавательной деятельности учащихся выделены следующие виды медиатехнологий, которые целесообразно применять на уроках литературы: литературно-имитационные, театрализованно-ситуативные, изобразительно-имитационные.

Литературно-имитационные медиатехнологии (разработать сценарий, написать продолжение к произведению или статью для журнала, веб-сайта, блога и т. д., «переписать» отдельный эпизод/финал произведения, выбрать сюжет для видеоблога/телерепортажа, написать отзыв/письмо/рецензию от лица представителей конкретной социальной группы и т. п.) направлены на создание учащимися медиатекстов. Эти технологии реализуются в игровой форме, но могут получить продолжение как самостоятельный проект, в т. ч. и образовательный. Целью литературно-имитационных медиатехнологий является развитие у обучающихся умений воспринимать текст произведения от лица различных персонажей произведения, в т. ч. неодушевленных.

Изобразительно-имитационные медиатехнологии направлены на создание обучающимися таких медиатекстов, как презентации, рекламные буклеты, афиши, коллажи, комиксы по произведению и т. п.

Технологическая цепочка применения медиатехнологий в процессе изучения русской литературы выглядит следующим образом: учащийся получает задание – создать собственный медиатекст определенного жанра. Как правило, это домашняя работа, которая выполняется самостоятельно. Затем классу демонстрируется медиапродукт, а автор, защищая его, отвечает на вопросы медиапотребителей и/или конкурентов (в обоих случаях – это одноклассники). Таким образом, работа над созданием медиатекстов совпадает в общих чертах с технологией проектного обучения.

В целом, внедрение медиатехнологий в процесс изучения учебных предметов значительно расширяет спектр методов и форм организации познавательной деятельности обучающихся, активизирует у подрастающего поколения интерес к обучению, стимулирует инновационную активность педагогов.

Цель

Развивать предметные компетенции учащихся средствами медиатехнологий

Задачи

1. Разработать систему мониторинга формирования и развития предметных компетенций учащихся.

2. Определить компетентностно ориентированные задания (ориентированные на выполнение с использованием медиаресурсов)  по каждому учебному предмету и способы их выполнения в ходе самостоятельной работы учащихся и на занятиях объединений по интересам.

3. Разработать, утвердить и реализовывать программу объединения по интересам «Основы медиатехнологий».

4. Разработать учебные занятия с использованием медиатехнологий.

5, Организовать проведение предметных дней, недель, циклов с использованием средств медиацентра для развития творческих способностей учащихся.

6. Оценить эффективность педагогического проекта на основе сопоставления исходных и итоговых результатов мониторинга предметных компетенций учащихся в образовательной среде.

7. Оформить проектный продукт, представить опыт реализации педагогического проекта педагогам района, области.

Сроки реализации

2020 – 2023 год

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.